В 2019 году будет отмечаться своеобразный юбилей новейшей китайской литературы. Так называемое «Движение 4 мая» зародилось в 1919 году. Оно ознаменовало резкий поворот во взглядах китайской интеллигенции: переориентацию с традиционной культуры, насчитывавшей несколько тысяч лет, на вестернизацию.
В литературе оно обозначилось отказом от классического литературного языка и переходом на разговорный, по западному образцу писались романы, рассказы, пьесы. Западная форма наполнялась китайским содержанием. По сути Поднебесная повторила с опозданием на полвека опыт Страны Восходящего Солнца. Вот только процессы эти проходили куда как болезненнее: Китай был слабым государством, охваченным гражданской войной. Вдобавок, иностранные державы (в особенности Япония) стремились урвать свою часть пирога.
После победы коммунистов в 1949 году и бегством националистов во главе с Чан Кайши на Тайвань, китайская литература разделилась на две ветви: континентальную (КНР) и островную (Тайвань). А если быть более точными, то на три (имеется в виду литература эмигрантов из Поднебесной и их потомков, проживающих на Западе).
В нашем материале речь пойдет в основном о литературе коммунистического Китая. Большинство романов, вошедших в нашу подборку, были опубликованы во второй половине XX века. И что примечательно: после смерти Мао Цзэдуна, когда жестокие кампании Культурной революции стихли и литераторы Поднебесной получили возможность высказаться.
Яркими образцами так называемой «литературы ран и шрамов», исследовавших феномен Культурной революции, являются романы «В долине лотосов» Гу Хуа и «Исповедь бывшего хунвейбина» Лян Сяошена (название последнего говорит само за себя). Ван Мэн и Чжан Сяньлян больше двадцати лет провели в лагерях и на «перевоспитании» в провинции, большая часть их творчества также относится к «литературе ран и шрамов».
Один из писателей (Лао Шэ) был, как cчитается, доведен до самоубийства хунвейбинами в 1966 году. Он так и не закончил свой последний роман, который вполне мог бы войти в данную подборку. О нем более подробно вы можете прочитать здесь.
Единственный нобелиат, присутствующий в данном списке, — это известный всем Мо Янь. Этакий «китайский Шолохов». Его зарубежные коллеги по перу возмущались, когда узнали, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
Да, он номенклатурщик, которому Компартия дала все. Да, бывший замполит. Но и он витиевато в духе «галлюциногенного реализма» выступил с критикой системы в своем знаменитом романе «Страна вина». Сюжет его довольно прост: прокурор из центра приезжает в город с целью расследовать случаи каннибализма. Местные номенклатурщики балуются тем, что поедают китайских младенцев. Ничего не напоминает? Роман был опубликован в 1992 году. За три года до этого Народно-освободительная армия Китая освободила от митингующих студентов (то бишь молодежи) площадь Тяньаньмэнь. Правившая тогда партийная верхушка «съела» собственную молодежь. Так что роман Мо Яня был по-своему смелым шагом. По своему уровню он стоит ниже произведений Ван Мэна и Лао Шэ, но надо и книге, и писателю отдать должное. Своему времени — своя литература.
Итак, представляем вашему вниманию десять лучших китайских романов XX века:
- Страна Вина. Мо Янь.
- Записки о кошачьем городе. Лао Шэ
- Метаморфозы, или Игра в складные картинки. Ван Мэн
- Исповедь бывшего хунвейбина. Лян Сяошен
- Мужской Характер. Чжан Сяньлян
- В долине лотосов. Гу Хуа
- Цветы хлопка. Те Нин
- Полночь. Мао Дунь
- Осень. Ба Цзинь
- Человек прежнего течения Хуанхэ. Ван Аньи